Не делайте другим того, чего не хотите себе!

  • Главная
  • ВНИК
  • Электронные учебники
  • Труды
  • Об ученом-юристе
  • Крым
  • Мой регион
  • Главная+
    • Отклики на труды и интервью
    • Вопросы и ответы
    • Рецензии на труды
    • Информация
    • Поздравления
    • Выводы и предложения
  • Независимый эксперт+
  • Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета+
  • Академия информатизации образования+
  • Методология изучения государственно-правовых явлений
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Конституционное законодательство Республики Башкортостан
  • Концепция государственной власти и самоуправления в современной России+
    • Самоуправление
  • Современные проблемы конституционного права Российской Федерации
  • Концепция развития конституционного законодательства
  • Региональное право
  • Конституционное право
  • Современные проблемы конституционного права Республики Башкортостан
  • Гражданское общество
  • Суверенитет
  • Содружество независимых государств (СНГ)
  • Российский конституционализм
  • Реализация права
  • Субъекты федерации и самоуправления
  • Основы Конституционного права Российской Федерации
  • Проблемы социально-психологического климата в коллективе
  • Конституционно-правовые основы правосудия
  • Основы инновационного развития государственной молодежной политики на современном этапе
  • Система науки конституционного права
  • Концептуальные основы конституционного понимания
  • Методология изучения конституционного права
  • Словарь по конституционному праву
  • Информация - основа миропонимания
  • Инструментарий к изучению отдельных тем конституционного права
  • Правовое государство
  • Лирика
  • Юридическая компания
  • Намаз
  • ГЧП
  • Кластер
Контакты
taram37@yandex.ru
Rambler's Top100







Методология изучения государственно-правовых явлений

Механизм согласования  федерального и регионального законодательства. Комплексное научно-правовое исследование. В 5-частях. Ч. 1: Методология изучения механизма согласования федерального и регионального законодательства / М.Ф, Маликов. - Уфа: Гилем, 2008. -C.10-17.

Истоки познания. Том 3: Гносеологические основы реализации права. Изд. 4-е, перераб.  и доп. / М.Ф, Маликов. -  Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - С.10-27.

Маликов М.Ф. Методология изучения конституционного права: Учебное пособие / Изд-е  Башкирск. ун-та. – Уфа, 2000. – С.26- 32.

Методологические проблемы правоведения: Сб. науч. тр. – Выпуск V / Сост. М.Ф.Маликов. Уфа: Изд-е  Башкирск. ун-та, 2001. –  С. 26-44.

Маликов М.Ф.  Региональное право: Учебное пособие. В 3-х томах. Т. 1. Теоретические и методологические основы / Изд-е  Башкирск. ун-та, 2002. –  С. 52-64.

Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф., Маликов М.Ф.  Теоретические основы реализации права: Монография. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. –  С. 13-22.

Маликов М.Ф.  Основы конституционного права Российской Федерации: Учебное пособие. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. –  С. 20-21.

Современные проблемы конституционного права Российской Федерации: курс лекций / М.Ф, Маликов. - 2-е изд., испр.  и доп. - Уфа: ДизайнПресс, 2011. - С. 10-26.

Концепция государственной власти

Истоки познания. Том 2: Концепция государственной власти и самоуправления в современной России. Изд. 3-е, испр.  и доп. / М.Ф. Маликов. -  Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - С.13-25

Правовое государство...>>

Сравнительный анализ текстов Конституции РСФСР и РФ // Проблемы Российского конституционализма. - Уфа: БГУ, 1996. - С. 162-180.

Конституционное законодательство и международные стандарты // Проблемы Российского конституционализма. - Уфа: БГУ, 1996. - С. 180-184.

Сравнительный анализ статьи Конституции РФ и РБ по принципам федерализма // Проблемы Российского конституционализма. -Уфа: БГУ, 1996. - С. 184-188.

Гносеологические основы реализации права

Истоки познания. Том 3: Гносеологические основы реализации права. Изд. 4-е, перераб.  и доп. / М.Ф, Маликов. -  Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - 240 с.
      

  1. Методология изучения реализации права
  2. Методы изучения реализации права
  3. Моделирование реализации права
  4. Концепция правоприменения
  5. Социально-правовая сущность реализации права
  6. Формы реализации права
  7. Теория реализации права
  8. Средства реализации права

Маликова Эльвира М. Методология изучения экологического законодательства / Изд-е Башкирск. ун-та. – Стерлитамак, 1999. – 187 с.

Маликова Эльвира М. Теоретические основы возмещения экологического вреда: Учебное пособие . – Уфа: Изд-е  Башкирск. ун-та, 2002. –  440с.

Мониторинг правового поля РФ: состояние и перспективы

 

УДК 342.4 (470+571)

ББК 67.440 (2 Poc)

М 19                                                                   

М.Ф. Маликов, профессор кафедры предварительного расследования Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЕВРАЗИЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ

В статье определяются концептуальные основы правовой экономики, обосновываются исходные предпосылки правовых основ осуществления экономической функции государства, высказываются предположения о совершенствовании механизма российского федерализма на основе единой модели статуса субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: монополизм идеологии, федеративная собственность, конституционные гарантии экономической свободы, соотношение политики и права, экономики и политики, евразийское экономическое сообщество.

Актуальность данной проблемы определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, в период монополизма идеологии, требующей монополизма государственной собственности, отсутствовали позитивные методологические предпосылки определения закономерности развития государственно-правовых явлений (процессов). Поэтому после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года и образования СНГ была признана необходимость изучения правовой экономики в рамках Евразийского экономического сообщества [1].

Во-вторых, в силу того, что социально-экономическая и политическая общность людей составляет основу любого общества институт социально-экономических прав и свобод исключает тоталитарную власть государства на экономику. Представляется весьма спорным утверждение о том, что «трактовка права как формы общественного сознания исключает подход к нему как к форме экономических отношений» [2].

В-третьих, правовая форма осуществления экономической функции любого государства в переходный от тоталитаризма период меет свои особенности. На первом этапе государство объективно может лишь готовить почву, создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования рыночной экономики. Основные правовые задачи по экономической функции государства сводятся к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике, реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного капитала. С учетом этих факторов современные экономические основы государственной власти в России базируются на новой экономической системе,  экономической власти, конституционных гарантиях экономической свободы в рамках экономического суверенитета (ст. ст. 5, 8, 9, 71 Конституции РФ).

В целом же, правовые формы осуществления экономической функции любого государства выражается во всех отраслях права (конституционного, административного, гражданского, земельного, трудового, экологического, финансового, налогового и д.р.) определяет основные направления развития рыночного механизма в рамках национальной правовой системы и Евразийского сообщества.

Следует подчеркнуть, что исходные предпосылки концепции  правовой экономики были получены учеными исходя из взаимодействия экономических и юридических методов управления народным хозяйством. В частности, Д.А. Керимов подробно анализировал различные концепции, получившие распространение в литературе. Прежде всего, он ссылался на А.С. Петрова, В.М. Бедненко, А.А. Годунова, которые характеризовали правовое регулирование лишь как одну из функций управления, как форму закрепления изменений, происходящих в экономической сфере, как принудительное исполнение команд управляющего органа. Данный вывод авторов подтверждается тем, что экономическая перестройка, включающая экономические, технические, научные, социальные и правовые меры была направлена на решение проблем промежуточных показателей на конечные; зависимость от них материального благополучия предприятия; обусловленность заработной платы работника от реализации продукции.

Отсюда для правовой экономики признавались предложения о целесообразности применения правовых средств в экономике. В этом плане нуждался в дальнейшем изучении вопрос о соотношении права и политики. Недопустимость параллельного рассмотрения политики и права, экономики и политики объяснялась тем, что экономическая политика была направлена на использование средств производства, а социальная — на использование общественных условий. Таким образом, экономические начала права выражались в обеспечении господства определенных производственных отношений и охрану политической системы общества.

Попутно также заметим, что игнорирование роли права в экономике объяснялась отсутствием теории общепризнанного определения хозяйственного механизма. Одни авторы под ним понимали основные элементы общественного производства, а другие — обеспечение единого планирования, совершенствование экономических связей между отраслями, а третьи — полагали конкретные меры по поводу обмена товаров. При этом признавалось, что волевые отношения как субъективная сторона производственных отношений приобретают правовой характер лишь тогда, когда в той или иной форме санкционированы общим правилом.

Представляется, что обилие определений правовой экономики через хозяйственного механизма было связано с тем, что управленческий процесс представлял собой как бы "сплав социальных и правовых отношений", а хозяйственный механизм являлся разновидностью деятельности аппарата государственного управления. Прав был В.А. Шабалин, когда считал возможным говорить об экономическом, политико-материальном механизмах государственного управления, так как все они имеют одну и ту же политическую направленность, служат единой цели, являются орудием одного и того же субъекта управления [3]. Следовательно, на смену идеям полного огосударствления общественной жизни, отказу от разделения права на публичное и частное порой приходят взгляды, полностью отказывающие роли государства в регулировании экономических отношений, что совершенно не оправдано.

Ведь известно, что как только монопольное положение государства-собственника изменяется появлением кооперативов, индивидуальной трудовой деятельностью, развитием частного предпринимательства (что в свою очередь было подготовлено всегда существовавшей теневой экономикой), подвергается социальной  эрозии вся система управления государственными идеалами. Присвоение материальных благ, связанное с владением собственностью, перестает быть исключительно прерогативой чиновничества. Причем появляется стойкая тенденция к повышению меры такого присвоения во всех трех сферах управления собственностью: в непосредственно государственной, в сфере частного оборота и, особенно в пограничной зоне, благодаря которой госсобственность превратилась в донора и для частного капитала, и для капитала бюрократического. Получается так, что государственная власть оказывается на перепутье. Логика реформ, подталкивая к освобождению производителя, диктует резкое усложнение регулирования, сохранение временных правил и особых условий, расширение сферы административного усмотрения.

При определении концепции правовой экономики следует обратить внимание и на то, что официально декларируемой целью реформирования экономики являлась освобождение производителя. На деле же происходит освобождение не производителя, а частиц государственного механизма от обязанностей выполнять команду сверху, полная дерегуляция экономики. Следовательно, опять наблюдается тенденция разделения экономики от политики, политики от права. При этом решающим фактором модификации роли и назначения государства выступет институт собственности, правовой режим отдельных ее видов, возможность предотвращения конфликтов между различными собственниками, механизм их разрешения, каналы контроля за реализацией полномочий собственника.

Характерно то, что рыночные отношения в России, как и всей мировой системы, складывались и под воздействием криминальных элементов. Предпринимательство контролировало преступным миром, лидеры которого "отмывали" свои деньги через различные фирмы и обменные операции. Стало заметно расширение теневой, вместо правовой экономики. Между тем авторы программы "500 дней' утверждали, что главная причина существования в СССР теневой экономической деятельности — отсутствие частной собственности на средства производства и наличие командно-административной системы управления экономикой. Экономическая реформа в нашей стране должна была сократить автоматически свыше 90 % объема операций теневой экономики. В действительности произошло удвоение объема криминальное экономики. И одним из определяющих факторов данного процесса стали отношения собственности, которые в значительной мере подверглись криминализации через каналы приватизации государственной собственности акционирование, через организацию совместных предприятий, торгово-коммерческие формы и т.д. По экспертным оценкам ученых-криминалистов организованные преступные формирования вышли в ряде регионов на ключевые позиции экономики. Они контролировали все банки, рынки, 90 %коммерческих и более 40 % государственных структур [4].

Поэтому, неслучайно, что в настоящее время правовая экономика рассматривается в плане федеративного государственного устройства, в частности, разработанной концепции "экономического федерализма". Некоторые авторы определяют федерализм как  "политический" и "экономический", предсказывая перерастание первого во второй в ближайшее время. По мнению П.С. Баженова, Е.В. Баженовой, И.В. Даниловой, главной проблемой "экономического федерализма", является создание устойчивости и значимости (полномочности) государственного экономического центра как выразителя интересов Российского государства, как интегратора и регулятора всего экономического механизма государства, его экономического пространства и потенциала [5].

Действительно, в рамках правовой экономики сфера деятельности и компетенции, как федеральных органов, так и субъектов федерации по управлению экономикой, бюджетом, социальной сферой и другими вопросами должна, прежде всего, соответствовать установлениям федеральной Конституции. В то же время реализация однотипных полномочий совместного ведения в разных регионах и национально-государственных и территориальных образованиях потребует учета местных особенностей. Именно этот объективный фактор может обусловить асимметричность в подходах по их практической реализации с учетом заключенных договоров между Федерацией и ее субъектами.

Опыт государственного строительства показывает, что основной путь разграничения и последующего формированию институтов публичной собственности определен в признанной всеми субъектами Федерации концепции формирования федеральной собственности, управления ею и ее функционирования в различных регионах России. Однозначно можно утверждать, что от специфики социально-экономической ситуации в них зависят в каждом отдельном случае объем и состав федеральной государственной собственности. Это объясняется тем, что в регионах федеральная собственность используется крайне неэффективно, так как центр не может контролировать этот процесс сам и не достаточно использует для этого региональные возможности. С точки зрения реализаций принципов федерализма важное значение имеет обеспечение эффективной взаимодействия всех ветвей власти на различных уровнях при решении задач передачи управления федеральной собственностью в ведение субъектов Российской Федерации. Для этого необходим новый Федеральный закон «О порядке передачи управления федеральной собственностью в ведение субъектов Российской Федерации», в котором будут четко изложены механизмы и процедуры передачи управления федеральной собственностью, вoпpocы ответственности принимающих решения должностных лиц или органов целом, если указанные решения принимаются коллективно.

На наш взгляд, необходимость такого закона объясняется еще тем, что подписание договоров и соглашений, особенно на начальной стадии их оформлении позволило отдельным республикам перераспределить предметы не только совместного с Федерацией ведения в свою пользу, но и присовокупить немало того, что является исключительно прерогативой Федерации. На этой основе у подписавших договоры и соглашения субъектов Федерации расширились возможности оперативно решать основные вопросы своего социально-экономического и культурного развития, распоряжаться природным экологическим, производственным и научно-техническим потенциалом, находящимся на их территории, налаживать взаимовыгодные международные и внешнеэкономические связи.

Изложенное позволяет сформулировать некоторые выводы:

1. Эффективной и наиболее полно отвечающей смыслу конституционного законодательства является практика подписания конкретных экономически соглашений между федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Федерации. Они касаются насущных проблем территорий и, как показывает опыт, имеют вполне инструментальный, детализированный характер. Более того, подобные договоры могут и должны реально «связать» органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Федерации) в единую национальную экономико-правовую систему с учетом СНГ и Евразийского экономического союза(сокр. ЕврАзЭС).

2. Назрела необходимость глубокой реформы межрегиональных экономических ассоциаций. Для этого важно определить статус межрегиональных объединений, может быть,  на основе Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» и членов Евразийского экономического союза.

3. Совершенствование механизма российского федерализма зависит от: единой модели статуса субъекта РФ и новых критериев его формирования через законодательное закрепление и регулирование; достижения экономической и управленческой эффективности вновь созданных субъектов; включая и Крым, на основе федеральных конституционных законов, других нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений по линиям «центр – регионы» и «сообщества - члены» [6].

Использованная литература:

1.   Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество(ЕврАзЭС) — международная экономическая организацияряда бывших республик СССР, созданная для эффективного продвижения её участниками процесса формированияТаможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.// http://ru.wikipedia.org

2.   Ушаков А.А. Очерки советской законодательной техники. — Пермь, 1967. — С. 18.

3.   Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения. — Саратов, 1972. —С.112.

4.   Безопасность человека и преступность. Международная научно-практическая конференция // Государство и право, 1995. № 12. С. 119.

5.   Баженов П.С., Баженова Е.В., Данилова И.В. Совершенствование модели экономического федерализма в России как условие развития регионов // Вопросы управления. http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2011/04/17/

6.   Маликов М.Ф. Истоки познания. Т. 2. Концепция государственной власти и самоуправления. Изд. 3-е. испр. и доп. —Уфа: «ГИЛЕМ», 2012. — С. 116-132.

 

УДК 342,156(470.57)

М.Ф. Маликов, профессор кафедры предварительного расследования Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор.

 

ФЕДЕРАЛИЗМ И РЕГИОНАЛИЗМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ДВУЕДИНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРАВА

Актуальность изучения регионального права Башкортостана вытекает из необходимости определения процесса федерализации в России в историческом аспекте сочетания общего и особенного. В связи с этим возникает необходимость выявления протогосударственных структур (ранние государственные объединения) типа «Баскирдии», «БашДжерда», «Баш-Керда», «Башкирда», «Басджарта» и закономерностей развития государственности Башкирии, Башкурдистана, Башкортостана на различных этапах организации взаимодействия двух административно-территориальных единиц и двух разных уровней власти при ведущей роли федерального законодательства.

Генетические основы институционально-двуединой концепции регионального права по материалам Башкортостана включают как правовые элементы, так и взгляды, общественные, государственные, конституционные, политико-правовые мысли, договоры 1 [1], институты, учреждения регулирующие административно-территориальные отношения на урони улусов, барунгаров, джунгаров, туменов, тысяч; воеводств, наместничеств, генерал-губернаторств, кантонов, земств, волостей, юрт (урт), уездов, губерний, провинций, штатов, районов в условиях абсолютизации и децентрализации власти в России.

Особенность «монополизации суверенитета (власти) слоёв «управленцев»2 России и Башкортостана определяется её ролью (значением) в системе договорной автономии и административно-территориальных единиц местного управления. В них выделяются социально-экономические, политико-правовые, идеологические, нравственные и культурные факторы. Причём эти компоненты государственности изучаются не только с позиции современной внешней формы административно-территориальных единиц, но и на основе истоков социальных «скелеток» (кочевники, земледельцы, скотоводы, тарханы, крестьяне [2], холопы, промышленники, мещане, обыватели, посадские, гильдии, дворяне) [3] и социальных институтов (прообразов государственной автономии и административно-территориальных единиц) типа Янь (государство племён Южного Урала), полисов (города Аркаим, Уфа 1, Уфа 2, Башкорт, Кала-Тау, Хан-Кала), толосов, тардумов, воеводств, Эль, Орд, Каганатов, Бурзянской Федерации, Едигей, Дешт-и-Кыпчаков3 (государство Бату), Джунгарских ханств, Табынского государства (племенной союз), Кангюй (государство гуннов), Ишимбайских ханств (переходное государство), государство Кара-ханов.

В качестве исходного регионального права Башкортостана определены этапы становления и развития «дискреционного4 регионального права», «регионально-проконституционного законодательства»5, «конституционно-уставного регионального права» в рамках «протофедерации», «полуфедерации», «квазифедерации», «государственной автономии», «регионалистического государства» при наличии одного из социальных институтов государственности оседлого населения6, поскольку союз племён становится прообразом «федерации».

Данный вывод заслуживает внимания в силу того, что до сих пор нет достоверных сведений о наличии государственности7 любой страны, в том числе в ранний период у русских и башкир. Правда, труды Ибн Фадлана Джиованни дель Плано Карпини, Гийома де Рубрука, а также башкирские шежере и эпосы позволяют судить о самостоятельной форме правления на данной территории до XIIIвека. Относительно этого же периода С.И Руденко, ссылаясь на Абу Заид аль-Балхи, указывает, что западные районы Башкирии были в составе Булгарского государства. О наличии в 1235-1236 гг. у башкир собственного правителя - хана - указывает в своём отчёте венгерский монах Юлиан [4].

Ценность темы исследования заключается в определении башкирского варианта формирования федеральных отношений на фоне всемирного процесса федерализации и признании договорных начал эталоном (образцом) дальнейшего развития мирового федерализма, а в отдельных регионах - основой формирования государственности.

Данное исследование связано также с потребностью выявления механизмов и принципов управления, обеспечивающих эффективную деятельность органов представительной власти на местном уровне; установлениемнадлежащего баланса между централизацией и децентрализацией, адекватного историческим условиям страны и задачам, выполнение которых должно но осуществить местное самоуправление; созданием слаженного механизма взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, действенного реагирования на непредвиденные ситуации; выявлением всех видов потенциальных ресурсов и усилением ресурсообмена на местном уровне; совершенствованием системы самоуправления как неотъемлемого института народовластия.

Исходя из этих постулатов, в статье признаётся применимость для правовой системы любой формы автономии и протофедерации (федерации) одновременной реализации трёх основ права: «нормативной» Г. Кельзена [5], «производной» Р. Аго [6], «отсылочной» Ф. Савиньи [7].

Согласно «нормативной теории» правовая система представляет собой совокупность норм, логически выведенных из одной «основной нормы» (например, конституция, договор, положение и др.). Поскольку региональная правовая система (например, Положение о губернских и уездных земских учреждениях [8], Учреждение Губерний в Российской Империи [9], Учреждения для управления Губерний Российской Империи [10], Договор о присоединении, Положение о башкирах и др.) выводится из основной нормы (например, Управление Губерний в Российской Империи), то правовые отношения в рамках «протофедерации» (федерации) выступают как единая система. Однако социальное содержание и юридический характер правовых норм края и регионов могут иметь различный характер. Но между этими нормами было (есть) общее: они одинаково отражали (отражают) объективные факторы, т.е. географические и исторические условия суще­ствования России и Башкирии8.

Сущность теории «нормы-производителя» заключается в согласовании правовых систем и способности производить относительно самостоятельные нормы в рамках России как государственно-территориальных единиц (центральная власть) и автономии Башкортостана как административно-территориальных единиц в начальном этапе формировании федеративных отношений в России.

Теория «отсылочной нормы» исходит из того, что федеральная право­вая норма (например, Свод Законов) "России (РСФСР, Российская Федерация), отсылая к региональному закону (например, Положение о башкирах) Башкирии (Башкурдистан, Башкирская АССР, Республика Башкортостан), согласует региональное право, как бы «национализируя» региональную (местную, краевую, областную) правовую норму, превращает её в норму собственного права (собственного законодательства)9.

Следует подчеркнуть, что прежние исследователи не обратили внимание на правовую норму как «первооснову системы права» [11], поскольку у них не было чёткого представления о структуре губернских, уездных, земских учреждений, а следовательно, и о различных видах автономии и федерации на различных этапах децентрализации власти [12]. Ввиду теоретической неразработанности этих институтов в рамках губерний Всероссийской империи (договоров о союзе, положений о башкирах и других политико-правовых актов) им было сложно усмотреть самостоятельные признаки регионального права автономии в условиях централизованного (федеративного) управления в России10. Тем более, на определённом этапе сформировался круг вопросов, с решением которых с позиции классической теории правовых норм возникали серьёзные затруднения [13].

Практическая значимость институционально-двуединой концепции регионального права Башкортостана заключается в разработке современнойрегионализации функций государства на основе согласованного суверенитета [14] и разделения полномочий [15] органов власти [16] в условиях трансформации федеративных отношений [17].

Исходные позиции работы предопределили необходимость выхода за рамки чисто регионально-юридической тематики. Мы не ограничиваемся структурно-функциональным анализом прежних (дореволюционных) «проконституционных» и региональных нормативных актов, а исследуем их в неразрывной связи с историей федеративной государственности и институтов власти Башкортостана.

В работе основными критериями развития регионального права Башкортостана признаны:

1) развитие структуры права (отрасли, институты, их предметы, методы, границы);

2) характер нормативно-правовой техники законотворчества;

          3) изменение типов (способов) правового регулирования правового статуса личности;

          4) динамика социальной и духовной ориентированности права, его функций, взаимосвязи с государством и обществом;

          5) изменения в соотношении национального и иностранного элементов в рецепции правового материала [18].

В такой сложной и многоплановой теме ряд менее значимых вопросов остался без соответствующего внимания в силу их теоретической неразработанности, а также их динамичности в законодательстве России и Башкортостана. Их обсуждение и всесторонний анализ позволят преодолеть те трудности, с которыми сталкиваются и современные учёные при формировании регионального правотворчества, и практические работники при осуществлении регионального законодательства в условиях децентрализации власти.

В заключение приведём слова профессора А.Н. Кокотова: «Пока полностью не ясно: какое влияние на российскую государственность, политическую систему России оказывает русская нация и как должны выглядеть политические, государственные институты страны, чтобы они соответствовали интересам и особенностям российских народов, включая русскую нацию. Одним словом, необходимо дальнейшее совершенствование этнической политики государства и реализующего эту политику законодательства, а подобное совершенствование предполагает интенсивное теоретическое освоение национально-государственной проблематики» [19]. В этом действительно есть необходимость, т.к. отдельные авторы неадекватно толкуют суть национальной политики в Российской Федерации и считают, что в стратегической перспективе институты национальной государственности отомрут или будут ликвидированы, а решение национальных проблем будет возвращено самим национальным общинам, равноправным и полноправным в решении своих дел [20].

Список использованной литературы:

1.    Ярмухаметов Р.З. Договор как источник публичного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Уфа, 2002. - С. 5-6.

2.    Рубинштейн Н.Л. К характеристике вотчинного режима и кре­стьянского движения в конце 70-80 годов XVIIIв. Исторические записки. - Т. 40. - С. 140-153; Рындзюнский П.Г. Движение государственных крестьян в Тамбовской губернии в 1842—1844 гг. Исторические записки. - Т. 54. -С. 315-326.

3.    Пичета В. И. Институт холопства в Великом Княжестве Литовском в XV-XVIвв. Исторические записки. - Т. 20. - С. 38-65.

4.    URL: http://ru.wikipedia.org

5.    Kelsen H. Das Problem des Souveranitat und die Theorie des Volkerrechts. - Tubingen, 1928. - P. 114.

6.    Ago R. Regies generates des conflits des lois. RdC. T. 58. P., 1936. P. 3O2.

7.    Savigny F.K. System des heutigen Romischen Rechts. В., 1848. Bd. 8. P.28.

8.    ПЗС. T.XXXIX. 1-ое отделение. № 40457.

9.    Там же. T.IV.№ 2218.

10. Там же. Т.ХХ. № 14392.

11. Ерошин А.П. История государственных учреждений в дореволюционной России. - М., 1965. - С. 197-199.

12. Блохин Ю.В. Критерии отграничения нормативно-правовых предписаний от ненормативных (на примере нетипичных предписаний): дис. … канд. юрид. наук. - М., 1991. - С. 15-16.

13. Давыдова М.Л. О юридической природе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции // Журнал российского права. - 2003.- №10.- С. 75-84.

14. Маликов М.Ф. Механизм согласования федерального и регионального законодательства. Комплексное научно-правовое исследование. Ч. 5: Конституционное законодательство Республики Башкортостан: выводы и предложения по результатам мониторинга. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. - С. 78-91.

15. См.: Зимин А.А. Правда Русская. - М., 1999. - С. 260-262.

16. Аналогичные предложения высказаны и другими авторами. См.: Зиманов С.З. Политический строй Казахстана конца XVIIIи первой половины XIXвеков. - Алма-Ата, 1960. - С. 171-180; Зиманов С.3., Идрисов К.З. Общественно-политические взгляды Мухаметжана Сергалина. - Алма-Aта, 1989. - С. 100; Мухамеджанов Э. Особенности организации выборов акимов административно-территориальных единиц // Мир закона. - 2001. № 8. – С. 5.

17. См.: Маликов М.Ф. Механизм согласования федерального и регионального законодательства. Комплексное научно-правовое исследование: в 5 ч. Ч. 4: Двухуровневое правовое регулирование в Российской Федерации теоретико-методологические основы. -Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. - С. 38 57.

18. Более подробно см.: Шаяхметов Ф.Ф. Между Великой Степью и оседлостью: процессы седентаризации башкир и распространения земледелия в XVII-XIXвеках. - Уфа, 2005. - С. 80-99; Мауль В.Я. К вопросу о формировании сословия «башкир-вотчинников». - Казань, 2010. С. 180-199; Самойлов Ф. Малая Башкирия в 1918  1920 гг. Из истории первого опыта советской национальной политики. - М., 1933. - С. 18-31.

19. Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность (Конституционно-правовой аспект взаимоотношений): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1995. - С. 2-3.

20. Тэпс Д. Концептуальные основы федерализма. - СПб., 2002 - С. 166.

1 На наш взгляд, данные обстоятельства позволяют выдвинуть гипотезу о всеобщем равновесии и компромиссе в происхождении и развитии государства и права.

2 З.И. Еникеев в работе «Правовой статус Башкортостана в Башкортостана в составе России»выдвигает идею о современной реорганизации местных органов власти, которая  впервые была высказана Ю. Крижановичем и В.Н. Татищевым (см.: Алиева И.Х. Проекты государственно-правовых реформ и модель формы правления для России: автореф. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2012. - С. 7-8; Андреев А.И. Примечания В.Н. Татищева «Древним русским законам». Исторические записки. - М, 1951. - Т. 36. - С. 252-262).

3 Вся степь от Дуная до Поволжья называется Кыпчакской Степью иди «Дешт-и-Кыпчак». Когда монголы захватили «Дешт-и-Кыпчак», кыпчаки стали основной силой Золотой орды. См.: http://ru.wikipedia.org.

4 По нашему мнению, можно считать, что это было разновидностью современного делегирования полномочий, т.к. установленная договором власть позволяла реализовать полномочия края по своему усмотрению.

5 Считаем возможным утверждать, что поскольку дискреционное право базировалось и на шариатском праве, постольку оно является основанием регионально-религиозной, политико-правовой автономии в федерации (Бурзянской или иной) и становиться неотъемлемой частью управления краем на любом этапе развития федеративных (протофедеративных) отношений России и Башкортостана.

6 Вышеизложенное положение позволяет выдвинуть вторую гипотезу о том, чтодоисторический период Башкортостана характеризуется отсутствием государственности, т.к. каменный, бронзовый и железный периоды времени предшествовали письменности и оседлости, а оставили следы лишь в вещественных памятниках и в народных преданиях (см.: http://dic.academic.ra/dic.nsf/brokgauzefron). Для России историческая эпоха наступила в IXв., для греков и римлян - за несколько веков до рождения Христа для Египта и Ассиро-Вавилонии - за 4 тыс. до н.э. (см.: http://ru.wikipedia.org).

7 На наш взгляд, дискреционное региональное право свидетельствует о концепции «тождественной истинности» параллельного формирования «прорегионального законодательства» и «прогосударственного объединения». О соотношении государства и права на основе оседлости населения не учитывается историками (см.: Мажитов Н.А. Предки башкир - не дикие кочевники, а народ, имевший государственность // РБ. - 2007. - 13 марта; Акманов И.Г. Башкирия в составе Российского государства в XVII- первой половине XVIIIвв. - Свердловск, 1991. -С.30-35), хотя юристы считают, что кочевники сильнее оседлых. См.: Самигуллин В.К. Государство: общетеоретические очерки. - Уфа, 2012. – С. 16.

8 В работе обосновывается еще одна гипотеза о начальном этапе формирования регионального права Башкирии со дня заключения договора с монголами о дружбе и союзе, поскольку в нём была определена самостоятельность башкир (см.: Журнал «Ватандаш». - 2008. - № 8. - С. 16-24).

9 Достаточно сказать, что современное конституционно-уставное региональное право обеспечивается: закреплением юридического верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории страны (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); определением сфер исключительной (ст. 71) и совместной компетенции федерации и её субъектов (ст. 72-73); установлением приоритетов законодательства Российской Федерации и её субъектов; гарантированностью самостоятельности субъектов Российской Федерации в сфере законодательства; введением договоров и соглашений между Российской Федерацией и её субъектами в число источников конституционного права и возможностью в этой связи договорно-правового регулирования внутри федеративных отношений; определением общей процедуры разрешения юридических споров и коллизий путём отнесения к ведению Российской Федерации федерального коллизионного права (См.: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газета.-2009.-21 янв.).

10 По нашему мнению, современные термины: «политическая субъектность регионов», «региональная политическая субъектность», «государственная субъектность» «субъект политики», «субъекты федерации», понимаемые как синонимы, применимы к прежним взаимоотношениям Башкортостана и России, поскольку они толкуются в смысле «самостоятельности», «суверенности», «полномочий субъектов» отдельного края.

 

Курсовая работа "Правопонимание" (http://vevivi.ru/best/Pravoponimanie-ref205622.html)

Правопонимание

Правопонимание — определённое представление о существе права (http://ensiklopedia.ru).

На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному.

  • Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом;
  • Рудольф фон Иеринг — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти;
  • Иммануил Кант — юристы до сих пор ищут своё определение права.

Теория естественного права

Представители

Сократ, Аристотель, Т. Гоббс, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев

Суть теории

Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа права

Представители

Г.Гуго, Савиньи, Пухта

Суть теории

Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права в лучшем случае — излишне и даже вредно, так как законодатель может исказить волю народа.

Психологическая теория права

Представители

Э.Р. Бирлинг, Л. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий, А. Росс

Суть теории

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа права

Представители

Ойген Эрлих, С. А. Муромцев , Роско Паунд, Дж. Фрэнк, Р. Иеринг

Суть теории

Право — это не то, что задумано и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Позитивная теория

Представители

К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

Суть теории

Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права — санкция (кара, наказание).

Нормативизм (неопозитивизм)

Представители

Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Суть теории

Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

Материалистическая теория права

Представители

Маркс , Энгельс

Суть теории

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Интегративная теория

Представители

А. С. Ященко, Б. А. Кистяковский, Р. З. Лившиц, В. В. Лазарев, В. Г. Графский, Р. А. Ромашов, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ершов.

Суть теории

Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом . Интегративная юриспруденция родилась из естественно-правовой и социологической, создаёт синтетическую теорию права. Основной признак права — нормативность (в чем и заключается его единство с моралью и религией).

Либертарная теория В. С. Нерсесянца

В юридическо-либертарной классификации правопониманий различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius — право) и легистское (лат. lex — закон) правопонимание.

Легистское правопонимание. Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон — суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. —
«Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена».

Подобные представления в XIX веке развивали Дж. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич и др.

С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом: Право — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Юридическое правопонимание. Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление.

В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:

  • Естественно-правовой подход.
С точки зрения естественно-правового подхода, право — это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.
  • Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем В. С.
Основная статья: Либертарно-юридическая концепция
Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:
  1. равной для всех нормы и меры
  2. свободы
  3. справедливости

Институциональная теория В. А. Четвернина

Согласно ответу на ключевой вопрос правовой философии («что есть право?») выделяется два основных типа правопонимания:

  • потестарный (от лат. potestas — сила, мощь)
  • либертарный (от англ. liberty — свобода).

Согласно первому из них правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются социальными субъектами, имеющими возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание или форма выражения является конституирующим признаком права.

Согласно второму типу правопонимания право обладает самостоятельной сущностью. Соответственно, о социальной норме (например, законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права. В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат имманентным нравственным законам природы. В российской либертарно-юридической школе (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, которые нарушают принцип формального равенства — равенства всех людей в правоспособности и правосубъектности.

В. А. Четвернин считает свой подход институциональным (социологическим) либертаризмом, тогда как теории В. С. Нерсесянца он приписывает догматический либертаризм.

Коммуникативная теория права А. В. Полякова

Право — это коммуникация (правоотношения — правонарушение — судопроизводство). Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.

Реалистический позитивизм Р. А. Ромашова

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, кот. оптимально эффективно реализуются (ближе к социологической школе). Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.

 

Copyright © 2023 Сайт профессора Маликова М.Ф.
Карта сайта

ART4WEB